|
Младший школьный возраст
7-10 лет |
Средний школьный возраст
11-15 лет |
Старший школьный возраст
16-18 лет |
Физические особенности: |
Рост, вес |
Рост замедляется, вес увеличивается по сравнению с предыдущим возрастом |
Интенсивно увеличивается рост (20-25 см в год) |
Заканчивается рост |
Нервная система |
Совершенствуется нервная система, развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитические функции коры. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств. |
Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Мозг по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека, возрастает роль сознания. |
Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела — коры больших полушарий.
Ритмичнее работают железы внутренней секреции, усиливается деятельность щитовидной железы. |
Кровеносная
система |
Несоответствие в развитии сердца и кровеносных сосудов, пульс чаще, чем у взрослого человека. |
Рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. |
Устанавливается кровяное давление |
Опорно-двигательная система |
Скелет подвергается окостенению, но этот процесс не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. Развиваются мышцы мелкой моторики. |
Идет процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Возрастает сила мышц. Дети излишне жестикулируют, движения порывисты, плохо координированы. |
Завершается окостенение скелета, увеличивается мышечная сила. Способность выдерживать большие двигательные нагрузки. |
Психологические особенности |
Вид деятельности |
Учение. Познавательная деятельность проходит в процессе обучения |
Учение, общение |
Учение, общение |
Память |
Наглядно-образная |
Логическая |
Абстрактно-логическая |
Мышление |
Развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому |
Развивается от конкретно - образного к абстрактному, склонно к критичности |
Высокий уровень обобщения и абстрагирования, постепенно приобретая теоретическую и критическую направленность |
Внимание |
Непроизвольное, недостаточно устойчивое, ограничено по объему |
Характерная черта — специфическая избирательность, интерес к необычному становится причиной непроизвольного переключения внимания |
Характеризуется целенаправленностью, произвольностью, устойчивостью |
Речь |
Словарный запас 3500-4000 слов |
Словарный запас 7000 слов |
Словарный запас пополняется новыми терминами |