Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования.
Введение
федеральных государственных стандартов основано на приоритетахгосударственной образовательной политики,
которые зафиксированы вКонцепции
долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года (раздел Ш
«Образование»), а еще ранее в Законе РФ «Об образовании» (ст.7), Концепции
модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития
образования на 2006-2010 годы и является главным направлениемнациональной образовательной инициативы«Наша новая школа».
В настоящее
время утвержден и вступил в действие Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №
373, и продолжается разработка стандартов основной и средней (полной) школы.
Введение
стандарта - это процесс длительный. Он начинается в 2010 году и заканчивается
через 11 лет, в 2021 году. Скорее всего, не заканчивается, так как в
соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.7,п.7) обновление стандартов
осуществляется нереже одного раза в
десять лет.
Обязательным является
введение новых стандартов для всех общеобразовательных школ с 01.09.2011 г.
(имеется ввиду в первых классах). В 2010 году на территории Свердловской
области обучение первоклассников по федеральным государственным образовательным
стандартам нового поколения организованов 51 муниципальном образовании, в 89 общеобразовательных учреждениях,
где сформировано 194 класса. В Серовском городском округе в 2010 году по
стандартам нового поколения обучаются два первых класса в Муниципальном
общеобразовательном учреждении начальной общеобразовательной школе № 29.
Стандарт 2009 года принципиально отличается от
стандарта 2004 года. В основу стандарта положены новые принципы его построения.
Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа,
рассматривается как общественный договор, согласующий требования к образованию,
предъявляемые семьей, обществом и государством. Исключено из нового стандарта детальное
описание содержанияобразования, служившее основой для
разработки учебников и образовательных программ по предметам. Встандарте нового поколения содержание
образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования
к его результатам, требования к структуре основной
образовательной программы и требования к условиям ее реализации.
Требования к результатам освоения
выпускником начальной школы наряду со знаниями учебного предмета включают
требования к развитию личности ученика (готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные
позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ
гражданской идентичности) и овладению им действиями и компетенциями,
составляющими основу умения учиться.
Требования к структуре основной
образовательной программы подразумевают наличие в каждой
общеобразовательной школе наряду с программами учебных дисциплин программ
духовно-нравственного развития, формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни, формирования универсальных учебных действий.
Требования к условиям включают
создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое
качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для
обучающихся, их родителей, а также гарантирующей охрану и укрепление
физического, психологического и социального здоровьяобучающихся.
Новым в обучении по стандартам второго поколения
является обязательное предоставление каждому обучающемуся 10 занятий внеурочной
деятельностью (кружки, секции, проекты и другие формы) за счет бюджета школ (т.е.
бесплатно для родителей). Выбирают занятия по определенным направлениям
деятельности обучающиеся совместно с родителями из перечня, предусмотренного образовательной
моделью школы.
Переход на обучение по новым стандартам требует и от
педагога применения новых технологий обучения на основе системно-деятельностного
подхода, самым главным в котором является не приобретение большого багажа
знаний по всем учебным предметам, а умение ребенка учиться, самостоятельно
добывать информацию, самоорганизовываться для того, чтобы быть успешным.
В условиях перехода на обучение по стандартам нового
поколения с 1 сентября 2011 года в каждой школе Серовского городского округа в
текущем учебном году проводится подготовительная работа: разрабатываются
образовательные программы (модели организации образовательного процесса),
оформляются необходимые документы, проводится обучение педагогов, дополнительно
приобретается учебно-наглядное оборудование и технические средства обучения.