Детство –
уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье,
происходит становление личности. Опыт детства целиком определяет взрослую жизнь
человека. Ребёнок приходит в мир беспомощным. Его жизнь, здоровье и будущее
целиком зависят от родителей и других, незнакомых для него людей.
Одной из
актуальных проблем нашего микрорайона вляется проблема подготовки детей к
школе. М ОУ СОШ№ 19 находится на 1
разъезде. В последние годы в нашем микрорайоне появилось большое
количествосемей, находящихся в трудной
жизненной ситуации. Многие малыши не посещают детские сады, в результате чего
дети приходят в 1 класс недостаточноподготовленными.
Неоднократно
родители микрорайона обращались с просьбой организовать работу с дошкольниками
по подготовке их к учебным занятиям в школе. Просьбы родителей и сложности в
работе с первоклассниками подтолкнули нас к созданию «Школы подготовки будущего
первоклассника «Филиппок»».
Программа
обучения и воспитания в «Школе подготовки будущего первоклассника «Филиппок»»
составлена с учетом особенностей познавательной деятельности детей, речевого и
психического развития детей старшего дошкольного возраста.
За основу взяты
«Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. Васильевой),
«Радуга» (Т.Доронова, В. Гербова), «Детство» (В. Логинова), государственный
образовательный стандарт Свердловской области.
Цель
– обеспечить всестороннее развитие ребенка: интеллектуальное,
физическое, эмоционально-нравственное, социально-личностное.
Задачи:
1)Подготовить
детей к адаптации к школе.
2)Формировать
у будущих первоклассников положительные установки на обучение и работу в
коллективе.
3)Выделить
детей с предполагаемыми трудностями и как можно раньше начать коррекционную
работу.
4)Привлечь
родителей к сотрудничеству со школой.
Программа также предусматривает
развитие речи детей, знакомство с элементарными математическими
представлениями, художественно-эстетическое развитие.
Программа
школы «Филиппок» реализует линии содержания дошкольного образования:
1)познавательно-речевое
развитие;
2)художественно-эстетическое;
3)социальное;
4)физическое.
Работа ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
предлагает дальнейшее обогащение и развитие диалогической речи, словесного
творчества и речевой культуры, умение самостоятельно выразить свою мысль. Дети,
которые лишены возможности посещать детские дошкольные учреждения, испытывают
дефицит общения со сверстниками, что отрицательно влияет на коммуникативные
навыки, которые формируются в процессе общения в коллективе и через
коллектив.«Неорганизованные» дети
усваивают речь стихийно, в процессе повседневного общения, речь детей бывает
примитивна по содержанию. Поэтому одна из главных задач – помочь ребенку как можно успешнее овладеть культурой речи и
коммуникативными навыками, чтобы обеспечить более высокий уровень речевой и
психологической подготовки к школьному обучению.
На занятиях ПО ОБУЧЕНИЮ
МАТЕМАТИКЕ вводятся геометрические преобразования, решение простейших
задач, формируется навык учебной деятельности, воспитывается интерес к
математическим знаниям, умение пользоваться этими знаниями.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ осуществляется путем целенаправленного и организованного обучения (знания по рисованию, лепке,аппликации, музыке, танцу). В процессе
восприятия природы, искусства, а также собственной изобразительной деятельности
ребенку прививается уважение к ценностям традиционной культуры своего народа,
своего края, умение объяснять свои эстетические предпочтения, исходя из
собственного опыта.
Важнейшими
компонентами программы является ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, формирование
привычек к здоровому образу жизни. Для этого предусматривается специально
ориентированная система мер, методов и методических приемов: использование естественных факторов природы,
четко организованный режим занятий и перемен, наличие благоприятных условий для
разнообразной деятельности и, прежде всего, движений ребенка.
Большое
внимание уделяется ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детей. В процессе игры у детей
развивается инициатива, организаторские и творческие способности. Учитывая
малый опыт общения детей со сверстниками, педагог помогает ребенку найти свое
место в игре, учит согласовывать замыслы с партнерами, регулировать поведение
на основе творческих замыслов и игровых правил.
Для
успешного усвоения программы для планирования индивидуальных занятий с детьми
проводится ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ: входная, промежуточная,выходящая. В
диагностику входят следующие компоненты: мотивационная
готовность к школе, волевая и умственная.
Результаты
диагностики обсуждаются с педагогами на методических советах, с родителями – на
родительских собраниях и в индивидуальных беседах.
В
результате реализации Программы, К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДАРЕБЕНОК ДОЛЖЕН
хорошо физически развиться (успехи в
освоении движений, появление полезных двигательных качеств: ловкости, быстроты,
силы, точности, координации движений).
У ребенка
складываются предпосылки для начала систематического школьного обучения, что
проявляется в взросших возможностях умственной деятельности.
Приобретается
ряд познавательных умений (дифференцированное восприятие, целенаправленное
наблюдение и т.д.), дошкольник научится отвечать на разнообразные вопросы,
рассуждать, а также самостоятельно формулировать вопросы. У ребенка возрастает
познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Появляется
интерес к творчеству, развито воображение, выражается стремление к
самостоятельности.
Ребенок к
концу года учится общаться с взрослыми и сверстниками, освоит основы культуры
поведения. Складываются предпосылки вхождения в более широкий социум.
Дошкольник с удовольствием участвует в коллективных делах, способен принять
общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает интерес к
общему результату – эти элементы очень ценны для предстоящей учебной
деятельности.
Ребенок
активен, любознателен, ему хочется стать школьником, получить новый социальный
статус.
Насколько ребенок будет
овладевать навыками и знаниями, зависит от взаимодействия семьи и педагогов
«Школы будущего первоклассника «Филиппок»».
Гармоничное
развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном
процессе вряд ли возможно. В условиях, когда большинство семей озабочено
решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась
социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов
воспитания и личностного развития ребенка. Не имея элементарных педагогических
знаний, родители не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с
поведением ребенка. Образовательное учреждение остается одним из важнейших
социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное
взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Только
совместная деятельность родителей и педагогов создает «ситуацию успеха» для
каждого ребенка, что благотворно сказывается на укреплении его личного
достоинства.
Для
ознакомления родителей с педагогическим процессом проводятся: «дни открытых дверей», открытые занятия,
совместные занятия с родителями, что особенно актуально для детей, нуждающихся
в коррекционно-педагогической помощи.
С помощью
педагогической диагностики изучаются семейно-родительские отношения, климат
семьи, воспитательный потенциал семьи, активность педагогической позиции
родителей. В своей работе используем традиционные методы: беседы,
анкетирование, тестирование. Имея результаты диагностики, выявив уровень
педагогических возможностей родителей, изучив вопрос о том, какого рода помощь
хотели бы получить родители от педагогов, планируются:
лектории, индивидуальные беседы, родительские собрания,
позволяющие подготовить родителей к оказанию помощи ребенку в решении
возникающих у него проблем при подготовке к школе и на начальном этапе обучения
в первом классе.